Переговоры с погрешностью на войну: Сколько лет Украина будет стоять под дверью ЕС

21 июня Совет Евросоюза одобрил переговорные рамки для Украины и Молдовы, что открывает путь к самим переговорам уже на этой неделе. По оптимистическим прогнозам, этот путь будет длиться лет девять. Но процесс может как замедлиться, так и ускориться

Политический обозреватель
Переговоры с погрешностью на войну: Скол…
Евросоюз начинает переговоры о вступлении Украины

Как Украина выполняла домашнее задание европейцев

Два года назад, 23 июня 2022 года, лидеры 27 государств Европейского Союза приняли решение о предоставлении Украине статуса кандидата в члены своего объединения. Это, безусловно, положительное историческое событие ускорило негативное событие – полномасштабное вторжение россии в нашу территорию. Героическая оборона украинцами своих земель, шок цивилизованного мира из-за увиденных преступлений оккупантов в Киевской области, в Мариуполе и так далее легитимировали в общественном мнении решение о кандидатском статусе Украины. Вместе с нами такой же статус приобрела и Молдова, с которой в течение этих двух лет наше государство двигалось в ЕС рука об руку. Сейчас, после получения переговорной рамки, наши страны хотя и будут шагать дальше вместе, однако движение это может быть разным по скорости. К примеру, если главным замедлителем для Украины пока является война, то перед Молдовой стоит другой вызов – попытка пророссийских сил вернуть себе власть на президентских выборах в октябре этого года. Кроме избрания президента, молдаване будут решать судьбу евроинтеграции на референдуме о вступлении страны в ЕС. Учитывая значимость этих событий, россия делает и в дальнейшем будет делать все, чтобы не допустить победы проевропейской Майи Санду, она планирует баллотироваться на второй срок. Дабы повторить в Молдове сценарий Грузии, власти которой все больше отодвигают своих граждан из европейскому пути.

Впрочем, вернемся к нашим вызовам. Вместе с ускоренным обретением статуса кандидата Украина получила от партнеров ряд рекомендаций Еврокомиссии. Depo.ua подробно анализировал эти рекомендации, выполнение которых два года назад казалось делом нелегким. Особенно в пунктах, относящихся к антикоррупционной составляющей. Но хоть и не без задержек и торможения, рекомендации украинские власти выполнили. Уже в ноябре 2023 года в своем отчете Еврокомиссия отметила прогресс, достигнутый Украиной и другими претендентами, и рекомендовала начать переговорный процесс. Который, впрочем, европейцы поставили на почти 9-месячную паузу. Причины этого были как в медленности украинской стороны в отдельных моментах, так и во внутриполитических баталиях в самом Евросоюзе. Речь идет о выборах в Европарламент, на которых прогнозировали безумный успех ультраправых евроскептиков, часть из которых связывают с российским влиянием. Свое присутствие в ЕП эти силы улучшили, однако желаемого в кремле успеха они не достигли. Depo.ua анализировал, почему жители европейских государств выразили высокое доверие к партиям, имевшим большинство и в прошлом составе парламента. Однако пауза со стартом переговоров не означала, что блокировался процесс подготовки соответствующих документов и процедур.

В феврале-марте произошло два важных события. 1 февраля Евросоюз согласовал выделение Украине дополнительного пакета помощи в размере 50 млрд. евро. Решение далось сложно из-за эффективной работы против нашего государства венгерского премьера Виктора Орбана, но все же его одобрили. Это стало четким сигналом от партнеров, что никакой усталости от Украины у них нет. А в марте Еврокомиссия представила Совету ЕС проект переговорной рамки для нас и Молдовы. Документ имеет три части: 1) принципы, регулирующие переговоры о вступлении; 2) содержание переговоров; 3) процедура переговоров.

В июне старт переговоров поддержала Еврокомиссия, далее рамку согласовали послы ЕС, следующим стал Совет ЕС. И вот во вторник в Люксембурге наконец-то положат начало долгожданному переговорному процессу. Тем не менее, он является самой сложной частью пути.

Что в переговорной рамке и когда Украина станет полноценным членом ЕС

Не стоит принимать близко к сердцу победоносные заявления на эту тему спикеров. власти Здесь вообще нужно быть очень аккуратными в прогнозах. Переговоры могут как затянуться, так и ускориться. Скорее – вариант №1, но – всякое может произойти. Со своей стороны, европейцы проявили невиданную политическую волю, не только помогая нашему государству финансами и оружием, но и принимая решение авансом. С погрешностью на войну. Говоря о терминах, преимущественно апеллируют к пути балканских стран. Но у каждого из кандидатов свой ритм и своя динамика выполнения условий. В среднем процесс согласования всех позиций длится от 9 до 12 лет, у кого-то значительно дольше. Здесь уже все будет зависеть от выполнения домашних задач, успешности дипломатии и внутренней политической конъюнктуры в Европе. Если окончательное обретение членства Украиной состоится в 2030 году, будет чудо. Если же оценивать реалистично, то это историческое событие произойдет в лучшем случае при каденции преемника действующего президента и не этого, а следующего состава Европарламента, Еврокомиссии и Совета Европы. Если произойдет вообще (надеемся на лучшее), ведь помехой может стать много факторов. От желания украинских властей сохранить все, как сейчас, до недружественности отдельных стран ЕС.

На старте переговорного процесса мы столкнемся с проблемой в виде венгерского председательства в Европе. В течение полугода Будапешт приложит максимум усилий для того, чтобы дожимать Киев в вопросе уступок по венграм Закарпатья. Еще одна неприятность будет ждать нас из Франции, где на досрочных выборах парламента, похоже, большинство получат ультраправые. За время переговоров подобных неблагоприятных обстоятельств будет еще много. Не следует забывать также, что в конце пути - ратификация окончательного текста соглашения всеми государствами Евросоюза. Так что к этому моменту придется сделать все, чтобы в Европе у нас были только друзья.

Но есть и хорошие новости. В ЕС существует консенсус о динамичности расширения. Для этого в 2020 году была разработана соответствующая методология, которая будет применяться и в отношении нас. Ее важная составляющая – оценка заслуг каждого государства в отдельности. Такой подход снимает проблему очередности вступления в ЕС — первым присоединится не тот, кто дольше стоит в очереди, а кто обгоняет других в выполнении требований. Кроме того, для предотвращения усталости от длительного движения Брюссель предлагает стимулировать успешных кандидатов приобщением к отдельным направлениям сотрудничества. Провели у себя реформу в каком-то направлении – добро пожаловать к нему присоединиться. Короче говоря, обновленная методология соответствует принципу "быстрее едешь – дальше будешь". Но на этом пути хватает рытвин, из-за которых очень быстро двигаться не получится. Кратко их перечислим.

Европейцы начали скрининг нашего законодательства, который ожидаемо приведет к значительному количеству рекомендаций по согласованию с законодательством ЕС. Каких именно сфер будут касаться замечания, сейчас сказать не может точно никто. Могут быть достаточно неожиданные моменты. Но результатом должны стать скорые решения на уровне всех ветвей власти. На законодательном уровне со скоростью возникают проблемы по причине зависимости "слуг" от голосов групп-сателлитов. Среди изменений непременно будут те, что не устроят группы влияния, которые контролируют депутатские группы. А решение придется принимать быстро, потому что процедура предусматривает положения, способные даже приостановить переговорный процесс. Надеемся, до такого не дойдет, но и без него хватает зацепок. Например, выше упоминалось об авансах, но если страна не выполняет взятые на себя обязательства, Евросоюз вправе по-новому открывать уже закрытые разделы. Хуже всего в том, что остановить переговоры по корректировке в одном из направлений имеет право кто-либо из 27 членов ЕС. Так что не следует подбрасывать скептикам поводы.

И без того в Евросоюзе будет хватать дебатов на тему, способен ли он интегрировать такое огромное государство, да еще с масштабными проблемами, вызванными российской агрессией. При этом с неопределенными перспективами ее завершения. Сам факт, что перед Украиной зажгли зелёный свет для начала переговоров – однозначный плюс. Однако по состоянию на сегодняшний день в этом решении больше политики, чем холодной прагматики.

Кроме общих требований, среди которых фундаментальное соблюдение верховенства права и независимости судебной системы, Украине не избежать и дополнительных. Некоторые, как борьба с коррупцией на всех уровнях, являются нашей традиционной домашней задачей, которая будет очень скрупулезно проверяться. Коррупционные скандалы, волнами которых накрывает страну, станут привлекать к себе дополнительное внимание европейцев. А особенно когда начнется большое послевоенное восстановление. Точнее, европейцев будет интересовать способность антикоррупционной системы без давления быстро и жестко реагировать на коррупционные преступления. Так что теперь спихнуть коррупцию на российские ИПСО не удастся.

Кроме того, актуальным со временем станет соблюдение демократических норм в политическом процессе. В частности, свобода слова и свободный доступ к информации. О телемарафоне, цензуре в украинском медиа-пространстве, о большой роли президентского Офиса и его руководителя пишут уже и зарубежные СМИ. На длительном пути переговоров будут выборы и не одни, в ходе которых партнеры будут внимательно наблюдать за соблюдением прав оппозиции, за тем, насколько свободной будет конкуренция. То есть если какие-то авансы и будут даваться, то точно не в сфере соответствия демократическим ценностям.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme